В мире и согласии

 Прожив в любви и согласии 61 год и 2 дня, они преставились ко Господу в один день – 25 октября 1997 года протоиерей Григорий Пономарев и его матушка Нина (в девичестве – Увицкая).

 

Много есть на Руси «неугасимых лампад», в которых вместо елея день и ночь горит любовь пастырей Христовых к Богу и ближним… Одним из таких светильников благочестия был протоиерей Григорий.

О. Григорий Пономарев с матушкой более 60 лет служили Богу и Православной Церкви, вместе претерпевая многие страдания.

 О. Григорий — сын архимандрита Ардалиона (Пономарева), арестованного в 30-х годах и пропавшего без вести в лагерях. Прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских в 2008 году.

Матушка Нина – дочь протоиерея Сергия Увицкого, погибшего в лагерях при строительстве Беломоро-Балтийского канала в 1932 году. Причислен к лику новомучеников Российских в 2006 году для общецерковного почитания.

Дети будущих новомучеников и исповедников Российских сочетались браком в 1936 году.

 А в 1937-й год принес и радость, и горе: рождение дочери и рукоположение Григория в сан диакона, затем аресты родственников и арест отца Григория.

Отец Григорий был осужден и провел 16 лет в лагерях. Страдания в ссылке были настолько ужасными, что даже после освобождения и реабилитации он избегал разговоров и расспросов о годах заключения.

 Молодой диакон Григорий был назначен бригадиром в группу самых злостных рецидивистов-уголовников со сроками до 25 лет… “Убрать” человека для них было пустяком, а порой некоторым развлечением.

 

..Группа двигалась к лесной делянке, которую несколько дней, как стали разрабатывать. Удерживать направление мешали снежная буря и слепящий ветер…

Отец Григорий шел первым – вроде как по обязанности бригадира, а на деле он, по пояс в снегу, прокладывал путь, чтобы лишний раз не вызывать назревающий с момента их работы на делянке конфликт, который вот-вот должен был разразиться.

Он шел, не переставая творить Иисусову молитву. Голодные, озверелые арестанты требовали от него еды, так как их дневные пайки, застывшие слизкие комки хлеба, не могли насытить даже ребенка. Он спиной чувствовал, что готовится какая-то расправа.

Как горячо он молился в эти минуты Господу и Божией Матери! Ноги сами несли его куда-то и, подходя к лесу, он понял, что их делянка осталась где-то далеко в стороне. Он понимал, что не только час, а любой миг для него может быть последним.

Добравшись до леса и убедившись, что они забрели в сторону, зэки обступили его кольцом… Охрана в такие минуты сразу исчезала.
Положение казалось безвыходным. Но как сильна была его вера в помощь Господа! Неожиданно для себя он непринужденно смахнул снег с поваленного ветром кедрача, и сел, улыбнувшись. Это просто ошеломило всех.

– Ну хорошо, вот вы сейчас меня убьете. И что? Хоть кто-нибудь из вас будет сытнее? Да, я – поп, как вы меня зовете. И не скрываю, что прошу у Бога помощи. Но помощь-то нужна и всем вам. И она – у нас под ногами.

Почти у его ног, из-под вывороченного с корнями дерева виднелась часть шкуры медведя. Вероятно, мощное и крепкое с виду дерево было больным и ослабленным, и шквальный порыв ветра вывернул его с корнем, с огромной силой бросив на берлогу спящего медведя. Катастрофа произошла менее получаса назад, так как тело зверя было теплым, а его разбитая голова кровоточила…

Они не поверили своим глазам. Кто-то только и смог произнести: «И впрямь, поп, тебе Твой Бог помогает!».

Эта богатая находка обещала им настоящий пир: приготовленная на костре медвежатина, сытый желудок, и не на один день! Радостные «подшефные» отца Григория засуетились и позабыли о нем, а он отошёл в сторонку и упал в снег с молитвой огромной благодарности Богу.

 Это ли было не чудо? По воле Господа и по горячей молитве отца Григория ноги сами привели его к этому месту. Отойдя в сторону, отец Григорий упал в снег, сотрясаясь от благодарных рыданий. Он-то понимал, что такое совпадение – не какая-то случайность, это сила Божественного Промысла»…

В лагерях отец Григорий ослеп, и когда по его молитве Бог вернул ему зрение, дал обет принадлежать только Господу и даже с горячо любимой женой жить как брат и сестра. Из мест лишения свободы отец Григорий вернулся в 1953 году.

 После освобождения более 40 лет служил в храмах Свердловской и Курганской областях.

И все эти годы рядом с ним была его верная супруга Нина Сергеевна. Жили как настоящие подвижники – каждый день и каждый час словом и делом исповедуя веру Христову.

Рассказывают, что в день их похорон прихожане замечали много странного. Вспоминают, что под самым куполом храма появились две птички и чирикали так звонко, что перебивали даже хор.

«А потом два белых голубя сначала сидели на крыше храма, будто сверху смотрели на похороны, и вдруг вспорхнули и улетели в небо. День стоял солнечный, небо было голубое-голубое, птицы как-то быстро исчезли из вида, словно растворились в небе… Все, кто это наблюдал, замерли».

 Их похоронили слева от алтаря Свято-Духовской церкви пос. Смолино города Кургана.

В настоящее время в Курганской и Шадринской епархии ведется работа по сбору материалов для прославления протоиерея Григория Пономарева как исповедника веры.

 

Просмотры (22)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.